В Барнауле состоялась шахматная педагогическая конференция

23.08.2024
В Барнауле состоялась шахматная педагогическая конференция

В Алтайском институте развития образования 19 и 20 августа проходила II Всероссийская конференция «Шахматы в школах: оценка результативности и перспективы развития». Она приурочена к Суперфиналам мужского и женского чемпионатов России по шахматам, которые в эти дни проходят в краевой столице.

Научно-практическую конференцию проводит Алтайский институт развития образования при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края и региональной федерации шахмат.

Мероприятие собрало 100 педагогов, реализующих проект «Шахматы в школах» и развивающих шахматное образование. Выступили спикеры из Москвы, Алтайского и Краснодарского краёв, Томской и Ростовской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. В течение двух дней велась онлайн-трансляция конференции, её смотрели зрители не только Алтайского края, но и других регионов России.

День первый

Открывая конференцию, начальник отдела воспитания, дополнительного образования и оздоровления Министерства образования и науки Алтайского края Вероника Тарханова озвучила некоторые итоги реализации проекта «Шахматы в школах»:

– Проект реализуется в Алтайском крае с 2017 года. Благодаря педагогам, увлекающим детей шахматной игрой и развивающим их талант, проект активно живёт. Количество участников постоянно увеличивается. Школы получают системную методическую поддержку при реализации проекта. На сегодняшний день инвентарём и учебно-методическими шахматными комплектами обеспечены более 300 школ, это практически половина образовательных организаций региона. Мы уверены, что игра в шахматы – мощный ресурс для развития личности и интеллекта детей, решения задач воспитания.

Президент Федерации шахмат Алтайского края Артём Поломошнов подчеркнул:

– За время, прошедшее после первой конференции, сформировались новые практики и интересные кейсы, которыми, я уверен, необходимо делиться. Мы видим в школах Алтайского края потенциал для развития интеллекта наших ребят через игру в шахматы.

Модератор конференции, декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова назвала цели мероприятия: обсуждение профессиональных задач на новый учебный год, поиск решений, методов и приёмов работы, повышение качества шахматного образования.

Секция «Шахматы в детском саду» началась с выступления тренера по шахматам школы №134 Барнаула Клары Аксёновой. Она поделилась результатами исследования по развитию пространственного представления у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Ребрихинского детского сада «Улыбка» Татьяна Трубникова в формате мастер-класса познакомила с приёмами игровой технологии для развития познавательной активности на занятиях шахматной игрой. А онлайн-спикер Валентина Акишина, педагог дополнительного образования гимназии им. А.И. Яковлева города Урай (ХМАО), рассказала, чем может быть полезен социальный добровольческий проект «Интернет – центр шахматного образования».

Как можно развивать шахматы в школе в рамках реализации ФГОС для достижения планируемых результатов, участники узнали в ходе методической викторины «Шахматная грамотность». Вместе с доцентом кафедры менеджмента в образовании АИРО Сергеем Аборневым пять педагогических команд погрузились в вопросы истории шахмат.

Первый день конференции завершился телемостом «Региональные практики шахматного образования». Педагоги представили практики работы, обсудили актуальные вопросы реализации образовательных программ и достижения образовательных результатов. Выступили старший научный сотрудник Института стратегии развития образования, автор методической и учебной литературы Игорь Сухин (Москва), доцент кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики Ольга Иконникова (Ростовская область), педагог дополнительного образования структурного подразделения «Наша гавань» школы №16 Томска Евгений Кухаренко. Взаимосвязь образовательной и спортивной составляющей совместно раскрыли международный мастер по шахматам, десятикратный чемпион мира среди инвалидов-опорников, тренер Андрей Ободчук (Краснодарский край) и доцент кафедры менеджмента в образовании Алтайского института развития образования Сергей Аборнев.

Комментарий участника конференции, педагога дополнительного образования структурного подразделения «Наша гавань» школы №16 Томска Евгения Кухаренко:

– Преподаю шахматы уже девять лет. После таких мероприятий, как сегодняшняя конференция, всегда что-то выносишь для себя, что-то подмечаешь, неожиданно понимаешь. Я слушал докладчиков и записывал идеи для дальнейшего развития нашего школьного шахматного клуба. И сам поделился практикой работы.

Во время конференции работали выставки «Шахматное королевство» и «85 лет АИРО». После конференции участники отправились на площадки Суперфиналов чемпионатов России по шахматам.

День второй

Заключительный день конференции состоял из секции «Шахматы в школах», шахматной игротеки и пленарного заседания.

На секции было заслушано шесть докладов.

Центральной темой секционного заседания стало обсуждение вопросов взаимодействия с семьёй. Так, о партнёрстве семьи и школы говорили замдиректора по воспитательной работе Айской школы Алтайского района Светлана Ярохина, учитель начальных классов гимназии № 1 Бийска Людмила Исаева и советник директора по воспитанию этой же гимназии Аксана Нижегородцева, педагог дополнительного образования Волчихинской школы № 2 Дмитрий Кузьмин, руководитель филиала Поспелихинской школы № 2 Мамонтовской школы Игорь Вольхин.

Обучение шахматам детей с особыми образовательными потребностями рассмотрела учитель физкультуры Алтайской школы № 2 Барнаула Наталья Должикова. Она рассказала, как в школе обучают игре в шахматы слепых учащихся. По словам педагога, шахматы являются мощным средством социализации и реабилитации таких детей. Для этого в школе организована особая образовательная среда: закуплены специальные шахматные доски и учебная литература со шрифтом Брайля.

Реализацию опыта обучения школьников шахматной игре представила методист школы № 16 из Томска Жанна Каюмова. На базе их образовательной организации работают четыре шахматных класса, а шахматный клуб при школе посещают более 150 детей. Для юных шахматистов проводят соревнования, викторины, мастер-классы и другие тематические активности.

«Шахматную игротеку» провёл тренер барнаульской шахматной школы «Феномен» Виктор Юркин. Он дал мастер-класс, как с помощью дидактических игр можно знакомиться с шахматной историей и культурой. Спикер сам разработал настольную игру на шахматную тему, которую применяет в учебном процессе.

– Это такой тренажёр памяти. Используя карточки с изображениями сильнейших шахматистов и шахматных позиций, можно значительно расширить знания детей, – пояснил Виктор Юркин.

Участники мастер-класса по достоинству оценили авторскую разработку.

На пленарном заседании подвели итоги конференции.

Президент Федерации шахмат Алтайского края Артём Поломошнов напомнил цели проекта «Шахматы в школах», познакомил со стратегией его реализации в регионе, а также озвучил достижения. На сегодняшний день проект охватывает 316 школ в 63 муниципалитетах. В нём участвуют 8 Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и 23 детских сада. В рамках проекта проходят олимпиады и соревнования, создано 11 сельских школьных шахматных клубов, 5 филиалов Краевого шахматного клуба. Кроме этого, на средства грантов и попечителей открыто 16 детских сельских шахматных клубов. Спикер напомнил, что в 2024 году в Тальменском районе открылся первый в России детский оздоровительный лагерь для шахматистов.

– Мы понимаем, что не все станут шахматистами, но хотя бы два года каждому ребёнку рекомендуем изучать шахматы для его дальнейшего системного развития, – сказал президент краевой федерации шахмат.

В 2023 году в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Поспелихинской школы № 2 открыли шахматный клуб. Руководитель центра Светлана Завгородняя поделилась с участниками конференции наблюдением:

– Интеграция шахмат в образовательный процесс является эффективным способом развития логического мышления. Это позволит детям и подросткам получить дополнительные навыки и умения, которые будут им полезны в дальнейшем в жизни и учёбе. Дети-шахматисты лучше других концентрируют внимание, продумывают свои решения, и если ошибаются, то не опускают руки, а пытаются найти выход.

По словам доцента Алтайского государственного педагогического университета Раисы Лобастовой, проект «Шахматы в школах» показал, что в Алтайском крае не хватает преподавателей шахмат. Она рассказала, какие в вузе созданы условия для подготовки компетентных педагогов. Преподавать шахматы здесь обучают студентов профилей подготовки «Начальное образование» и «Дополнительное образование». Университет реализует для них программу «Методика преподавания шахмат в начальной школе», а также организует шахматные турниры и мастер-классы.

Спикеры и участники конференции были награждены дипломами, сертификатами, специальной литературой и флеш-картами с символикой проекта «Шахматы в школах».

Материалы конференции будут опубликованы в печатном сборнике.

Презентации всех спикеров размещены на сайте АИРО.

АИРО продолжит работу по повышению качества шахматного образования и в октябре приглашает на курсы повышения квалификации «Обучение основам шахматной игры». Регистрация по ссылке.

Пресс-служба Алтайского института развития образования

up