Это пилотный проект благотворительного фонда «Ход в будущее», которым руководит Зоя Арнацкая, менеджер Непомнящего. Школа проводится при поддержке Фонда Тимченко и краевой федерации шахмат. Ключевые особенности проекта в том, что фокус внимания идет на детей из глубинки, а работа направлена не только на совершенствование шахматных навыков: с ребятами ежедневно занимались тренер по физподготовке, психолог и специалисты по программированию из «Школы 21».
На условиях софинансирования по целевой программе развития шахмат в Алтайском крае к ней присоединились несколько ребят из Барнаула и Бийска – всего в барнаульском санатории «Медикал Эстейт» собрались 24 юных таланта. Ян Непомнящий присоединился к ним 16 октября. С одной стороны, это произошло спонтанно – 12 октября стало известно, что двукратный победитель командного чемпионата мира в составе сборной России, чемпион Европы и двукратный чемпион России снялся с лондонского турнира «WR Chess Masters Cup 2024». Нашему авторитетному шахматисту, участнику матчей за звание чемпиона мира 2021-го и 2023 года, британцы не дали визу. С другой стороны, Непомнящий в очередной раз подтвердил репутацию замечательного популяризатора шахмат, который умеет и любит общаться с детьми. При этом Ян прилетел в Барнаул за свой счет и отработал бесплатно.
На следующий день после многочасового общения с участниками «Школы гроссмейстеров» Непомнящий провел встречу в Краевом шахматном клубе с барнаульскими любителями всех возрастов. Мастер подробно отвечал на любые вопросы, а потом также терпеливо раздавал автографы и принимал участие в совместных селфи.
Отвечая на вопрос корреспондента «РГ», что надо делать, чтобы догнать и перегнать Индию, занявшую за последние годы лидирующие позиции в шахматном мире, Ян Александрович сказал:
– Это тема больная, в двух словах не ответишь. В Советском Союзе шахматы были социальным лифтом в спорте. Советские гроссмейстеры были уважаемыми людьми. То же самое сейчас происходит в Индии. А в России больше внимания в сторону более медийных и высокооплачиваемых видов спорта. Вторая глобальная проблема – шахматы современными родителями воспринимаются как некая полезная игра в плане развития ребенка и не более того. Я знаю немало примеров в своем родном Брянске, когда талантливые в шахматном отношении мальчики и девочки делали выбор в пользу других кружков или учебы. Как мне кажется, сказывается полуразрушенное состояние наших ДЮСШ. Нет стройной системы отбора лучших и поддержки из центра. Нет школ-интернатов. Лет пять назад я был в Ташкенте и увидел, как там работает система подготовки юных талантов. Теперь не удивляюсь успехам узбекских шахматистов, выигравших два года назад Олимпиаду.
Непомнящий подчеркнул, что во всем мире во время пандемии интерес к шахматам вырос, но как вид спорта они не очень сильно прогрессируют, в том числе и в России:
– Может быть, у нас стало чуть больше турниров, однако их уровень не поднимается, вертикального роста качества нет. Очень жаль, что у нас сейчас нет своего супертурнира. К сожалению, многие профессионалы средней руки часто уходят в тренеры, комментаторы – такой путь более привлекателен в финансовом плане.
Говоря о современных тенденциях в любимой игре, гроссмейстер отметил, что шахматы молодеют, ведущие игроки получили возможность неплохо зарабатывать, а играть черными фигурами стало чуть легче, чем раньше.
– У черных не стало проблемы выхода из дебюта, – подчернкул гроссмейстер. – В начале компьютерной эры, лет тридцать назад, партии часто заканчивались, едва начавшись. Можно было выиграть партию в домашней лаборатории. Белые применяли какую-нибудь новинку, против которой не было защиты. Сейчас такое случается редко. Наверное, в будущем неизбежно произойдет ускорение контроля времени – с медленным контролем шахматисты очень редко стали допускать ошибки. Для повышения медийности классическим шахматам нужно пойти на определенные жертвы.
Сергей ЗЮЗИН, «Российская газета - Неделя - Сибирь», № 240 (9482) от 23.10.2024